С о ю з   Р о с с и й с к и х   П и с а т е л е й
 

 

 

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

УМЕР ПИСАТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ ПЕТР ВАЙЛЬ

Lenta.Ru, 08.12.09

Вечером в понедельник, 7 декабря, в пражской больнице после продолжительной и тяжелой болезни скончался журналист и писатель Петр Вайль, сообщает «Радио Свобода». В русской службе этой радиостанции Вайль работал с середины 1980-х годов, а в последние годы занимал должность ее главного редактора. Ему было 60 лет.

Петр Вайль родился в Риге, учился в Московском полиграфическом институте. В 1977 году он переехал в США, где стал работать в местных эмигрантских изданиях. Вайль сотрудничал с нью-йоркским бюро «Радио Свобода», где впоследствии возглавил русскую службу. С 1995 года жил в Праге.

Вайль вел на радио передачи «Герои времени», на телевидении - цикл «Гений места». Совместно с Александром Генисом написал книги «60-е: Мир советского человека», «Русская кухня в изгнании», «Родная речь», «Американа». Автор книг «Гений места», «Карта родины», «Стихи про меня». Вместе со Львом Лосевым был редактором-составителем книги «Иосиф Бродский: труды и дни».

 

СЫН НАБОКОВА ВЫСТАВИЛ НА ПРОДАЖУ РУКОПИСЬ ПОСЛЕДНЕГО РОМАНА ОТЦА

Lenta.Ru, 13.11.09

Дмитрий Набоков, сын писателя Владимира Набокова, выставил на продажу рукопись последнего романа отца The Original of Laura (в русском переводе - «Лаура и ее оригинал»). Рукопись представляет собой 138 каталожных карточек с рукописным текстом. Торги на аукционе Christie's назначены на 4 декабря, эстимейт лота - 400-600 тысяч долларов. Отмечается, что рукопись находится в отличном состоянии.

Набоков не успел завершить «Лауру», и его последней волей было уничтожить рукопись. Тем не менее сын писателя долгое время не мог решить, что делать с романом, а в 2008 году объявил, что он все-таки будет опубликован. Книга должна появиться на прилавках американских магазинов 17 ноября 2009 года; русский перевод поступит в продажу несколько дней спустя. Отрывок из книги уже опубликовал журнал Playboy.

В ту же торговую сессию Christie's планирует продать экземпляры пяти романов Набокова с дарственными надписями писателя. Их оценочная стоимость колеблется вокруг 10 тысяч долларов.

Дмитрий Набоков в интервью заявлял, что «Лаура» не похожа ни на один из предыдущих романов писателя и является последним шедевром, позволяющим заглянуть в творческую лабораторию Набокова.

 

НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИСУДИЛИ ГЕРТЕ МЮЛЛЕР

Lenta.Ru, 08.10.2009

Нобелевская премия по литературе за 2009 год присуждена немецкой писательнице Герте Мюллер с формулировкой «за сосредоточенность в поэзии и честность в прозе, с которыми она описывает жизнь обездоленных». Имя лауреата премии по литературе стало известно 8 октября 2009 года. Его объявил новый постоянный секретарь Нобелевского комитета Петер Энглунд.

Мюллер стала 12-й женщиной-лауреатом за историю премии; в разные годы она также удостаивалась премий имени Генриха Клейста, имени Франца Кафки и имени Йозефа Бройтбаха. Одну из наиболее престижных мировых литературных премий, Дублинскую (IMPAC), Мюллер присудили в 1998 году за роман Herztier (что-то вроде «Звердце»; при переводе на английский книга была озаглавлена «Страна зеленых слив»). Предыдущим немцем, получившим Нобелевскую премию по литературе, был Гюнтер Грасс (1999 год).

Мюллер родилась в Румынии, закончила Тимишоарский университет. В 1982 году издала первый роман на немецком (Niederungen, «Низины»). Пятью годами позже вместе с мужем, писателем Рихардом Вагнером, переехала в ФРГ.

Наблюдатели предсказывали победу поэта в 2009 году: последний раз награда за стихотворные произведения присуждалась полячке Виславе Шимборске в 1996 году. Мюллер известна в основном своей прозой, однако в 2000 году она выпустила книгу стихов Im Haarknoten wohnt eine Dame («Женщина живет в пучке волос»).

Сумма Нобелевской премии составляет 10 миллионов шведских крон (970 тысяч евро). Торжественный банкет в честь лауреатов 2009 года пройдет в декабре в Стокгольме. В 2008 году премии удостоился французский писатель Жан-Мари Гюстав Леклезио, годом раньше награду получила британская писательница Дорис Лессинг.

Нобелевская премия по литературе присуждается с 1901 года. Награда не вручалась за всю свою историю только семь раз - в 1914, 1918, 1935, 1940, 1941, 1942 и 1943 годах. Четырежды премию присуждали двум лауреатам одновременно, в последний раз это произошло в 1974 году.

 

У РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ МОГИЛЫ АННЫ АХМАТОВОЙ ПОСТРОИЛИ БИОТУАЛЕТ

«Газета СПб», 29.06.2009

Разруха Восстановительные работы чуть не привели к разрушению могилы Анны Ахматовой. Возле нее установили беседку и биотуалеты. Строители обещали все исправить к 23 июня - юбилею поэтессы. Но почти ничего не изменилось.

Именно с видом на биотуалет сегодня покоится великая русская поэтесса. А ведь место для могилы Ахматовой когда-то выбрал сам Бродский. Еще в мае стало понятно - перепланировку заказали городские чиновники. Но КГИОП добро на работу не давал. Месяц назад выездная комиссия комитета постановила - беседки разобрать, деревья высадить обратно. Да и ров укрепить. Памятники так и норовят сползти в канаву, передает телеканал 100ТВ.

Идти вдоль канавы невозможно - ноги проваливаются по щиколотку. Ели высадили сюда же, прямо в гравий. Кажется, что кладбище отделывали по принципу Потемкинских деревень - напоказ.

Власти и жители Комарово уверены: могиле Анны Ахматовой сегодня нужно только одно - защита с тыла. На памятник не должны смотреть с задней стороны, необходима плотная зеленая зона. Иначе навсегда разрушится архитектурное устройство кладбища. Да и сама могила поэтессы не может служить границей старой и новой частей мемориала

 

РЭЙ БРЭДБЕРИ СТАЛ ЗАЩИТНИКОМ БИБЛИОТЕК

Lenta.Ru, 23.06.2009

Бредбери 88-летний Рэй Брэдбери начал годичную кампанию в защиту небольшой государственной библиотеки в калифорнийском городе Вентура. Из-за бюджетных сокращений библиотеку грозят закрыть весной 2010 года. На ее спасение нужно собрать 280 тысяч долларов, поясняет газета The Guardian. Классик фантастики собирается устраивать регулярные встречи с читателями. Входной билет на такую встречу будет стоить 25 долларов, и все вырученные средства будут отправляться в помощь библиотеке.

Писатель уверяет, что побывал во всех двухстах с лишним библиотеках Калифорнии: «У меня есть инвалидное кресло, так что они заносят меня в машину, выгружают в библиотеке, продают книги и оставляют себе все деньги. Я говорю бесплатно, чтобы они заработали средства, чтобы продолжать работу… Все библиотеки - особенные».

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже», - сказал Брэдбери.

 

ПЕТЕРБУРГ ОТМЕТИТ ЮБИЛЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ

«Росбалт», 22.06.2009

Ахматова В Российской национальной библиотеке (РНБ) состоятся юбилейные мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе РНБ, 23 июня в 10:30 откроется Международная научная конференция «Анна Ахматова. XXI век: творчество и судьба». С докладами и сообщениями, посвященными изучению жизненного и творческого пути Анны Ахматовой, исследованию ее произведений, выступят известные и начинающие ученые из разных городов России и зарубежья.

В 16:30 в отделе рукописей библиотеки состоится открытие выставки «Рукописное наследие Анны Ахматовой: проблемы издания и сохранности». Среди экспонатов – уникальные рукописи и фотографии из личного архива Анны Ахматовой и других фондов РНБ. Это будет последняя выставка такого количества подлинных рукописей поэта, в дальнейшем будут экспонироваться их сканированные копии.

В этот же день в Доме Крылова исследователям и читателям будет представлена книга “Я не такой тебя когда-то знала…”: Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто. Материалы к творческой истории». Издание, посвященное изучению истории создания центрального произведения Анны Ахматовой – «Поэмы без героя», а также других связанных с ней творческих замыслов, готовилось 15 лет.

Юбилейные мероприятия организованы РНБ, Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Институтом русской литературы РАН (Пушкинский дом).

Напомним, что русская поэтесса Анна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года. С 1910 года проживала в Санкт-Петербурге, где были написаны многие ее произведения. Ахматова скончалась в 1966 году в Москве, но похоронена на ленинградской земле — в поселке Комарово.

 

ПИСАТЕЛЬ МИХАИЛ КУРАЕВ ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ ВЫСТРЕЛОМ ИЗ ПУШКИ

BaltInfo, 18.06.2009

Кураев Петербургскому писателю и кинодраматургу Михаилу Кураеву сегодня исполняется 70 лет. Как сообщает ассоциация «Живая классика», по этому поводу писатель сам выстрелил из Петропавловской пушки.

Остальные юбилейные мероприятия, такие как премьера спектакля «Ночной дозор», научная конференция, выставка архивных фотографий намечены на октябрь.

Отметим, что Кураев известен как режиссер «Ленфильма», под редакцией которого вышли такие ленты как «Республика Шкид», «Два билета на дневной сеанс», «Собачье сердце».

По его сценариям сняты 12 фильмов, в том числе «Сократ», 12-серийная лента «Господа присяжные». Сейчас ведется работа над 16-серийной лентой «Раскол».

Кроме того, Кураев - лауреат Государственной премии РФ за трилогию «Семейная хроника» и лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за лучший роман о городе «Зеркало Монтачки».

 

ПЕРЕД УХОДОМ ТОЛСТОГО

Объявлены номинанты литературной премии «Ясная Поляна»

«Российская газета», 16.06.2009

Ясная Премия «Ясная Поляна» делится на две награды: большую и малую. Большая премия («Современная классика») объявляется в самом конце и присуждается по совокупности заслуг, хотя и за конкретное произведение.

Малая премия («XXI век») проходит стадии «длинного» и «короткого» списков и присуждается, главным образом, писателям нового поколения.

Лауреатами премии «Ясная Поляна», в жюри которой входят директор яснополянского музея Владимир Толстой, критики Игорь Золотусский, Лев Аннинский, Валентин Курбатов, Павел Басинский и прозаик Владислав Отрошенко, становились как известные прозаики - Василий Белов, Виктор Лихоносов, Тимур Зульфикаров, Анатолий Ким, Леонид Бородин, так и сравнительно молодые писатели - Антон Уткин, Александр Яковлев, Алексей Иванов, Захар Прилепин.

В прошлом году в номинации «Современная классика» лауретом был назван не слишком известный московской аудитории, но широко известный на Урале писатель Петр Краснов за повесть «Высокие жаворонки». Он получил приз 20 000 долларов и статуэтку по эскизу тульского художника-минималиста Александра Карташова. В номинации «XXI век» победила книга Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын», но это было, пожалуй, исключение из правила, ввиду того, что конкурировать с этой книгой в «год Солженицына» текущая проза просто не могла.

В этом году претендентами на награду «XXI век» стали 14 писателей очень разной возрастной категории: Аркадий Бабченко (повесть «Маленькая победоносная война»), Василий Голованов (книга «Остров»), Вера Галактионова (роман «5/4 накануне тишины»), Мария Галина (роман «Малая Глуша»), Борис Евсеев (книга рассказов «Лавка нищих»), Сергей Есин (роман «Твербуль, или Логово вымысла»), Руслан Киреев (роман «50 лет в раю»), Владимир Личутин (повесть «Сон золотой»), Игорь Малышев (повесть «Дом»), Михаил Попов (роман «Москаль»), Елена Сафонова (роман «Жители ноосферы»), Роман Сенчин (роман «Елтышевы»), Игорь Фролов (роман «Ничья») и Сергей Шаргунов (роман в рассказах «Птичий грипп»).

«Короткий список» будет зачитан традиционно в день рождения Толстого в Ясной Поляне на ежегодных писательских чтениях, а лауреат станет известен в начале октября. Денежное выражение малой премии - 10 000 долларов.

В этом году писательские встречи в Ясной Поляне будут проходить с особым размахом. В частности, ожидается сенсационная театральная постановка на открытом воздухе, перед домом Толстого, современной версии его драмы «И свет во тьме светит».

Пьеса будет поставлена лауреатом премии «Оскар» Фолькером Шлендорффом, с участием Ангелы Винкель и других известных немецких актеров.

Любопытно, что в этой пьесе, написанной в конце 90-х годов XIX века, Толстой, по сути, предвосхитил свой уход из Ясной Поляны осенью 1910 года.

100-летие этого события, случившегося накануне смерти писателя, будет отмечаться в будущем году. Хотя традиция пышных «юбилеев смерти», как это было со 100-летием гибели Пушкина в 1937-м, в России, слава Богу, миновала, все же дата «100 лет без Толстого» едва ли пройдет незамеченной во всем мире. Как нам стало известно, подготовка к ней уже происходит на уровне Министерства культуры РФ.

Павел Зайцев

 

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ АВТОР ДЕТЕКТИВОВ ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР

«Время», 15.06.2009

Вайнер Российский писатель и сценарист Георгий Вайнер 12 июня в возрасте 71 года скончался в больнице Нью-Йорка (США) после тяжелой и продолжительной болезни.

Г.Вайнер был автором ряда детективов, созданных им в соавторстве со своим братом Аркадием Вайнером. Среди их совместных произведений такие известные романы, как «Я, следователь», «Ощупью в полдень», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Петля и камень в зеленой траве», «Евангелие от палача». К 1990 г. братья Вайнеры написали более 10 романов, общий тираж которых превысил миллион экземпляров.

Г.Вайнер родился и вырос в Москве, получил юридическое образование, работал журналистом. В 1990 г. уехал в США, где и жил все последние годы, занимаясь преимущественно журналистикой, в частности, он был главным редактором «Нового русского слова», одной из наиболее известных русских газет, издаваемых в CША. Его брат и соавтор Аркадий умер в 2005 г.

 

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

«Известия», 11.06.2009

Назад С 11 по 14 июня в ЦДХ пройдет IV Московский международный открытый книжный фестиваль. Прошлогодний фестиваль был ознаменован скандалом: директор ЦДХ Василий Бычков высказал недовольство работой программного директора фестиваля Александра Гаврилова. В этом году за книжную программу уговорили взяться директора книжного магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, обещавшего сделать мероприятие «менее гламурным».

Впервые Московский международный книжный фестиваль появился в 2006 году во многом благодаря усилиям главного редактора газеты «Книжное обозрение» Александра Гаврилова. В привыкшей к книжным ярмаркам (где можно книжку купить, а можно с автором пообщаться) он затеял мероприятие, похожее на книжный фестиваль в Эдинбурге. Идея была такая: книга - очень емкий предмет. Ее можно не только читать, но и смотреть (экранизации), рисовать (иллюстрации и комиксы), по ней можно петь (в музыкальной программе феста участвовали Земфира и Лагутенко), кулинарничать (литературоведы вместе с поварами на глазах у зрителей готовили блюда по рецептам классиков литературы).

Те, кто на июньские праздники не уезжали на море или дачу, приходили во внутренний дворик ЦДХ, где стояли шатры, названные в честь курортов Крыма: Ялта, Керчь, Гурзуф и т.д. Качались в гамаках, потягивали пиво, слушали поэтические чтения, смотрели киноретроспективы, участвовали в «круглых столах» и дискуссиях. Каждый из четырех дней фестиваля начинался «Завтраком со звездой» - писатель за утренней плюшкой и кофе в непринужденной обстановке общался с публикой. Из зарубежных звезд на фестивале побывали Фредерик Бегбедер, Тибор Фишер, Пернилла Стальфельд.

Организаторы старались сделать книгу максимально доступной каждому - от пионера до пенсионера. А потому все участники фестиваля пытались говорить легко о сложном и просто об умном. После того как Александр Гаврилов перестал быть программным директором, сама перспектива проведения фестиваля оказалась под вопросом. Однако несколько месяцев назад стало известно, что за составление программы возьмется Борис Куприянов - директор известного книжного магазина «Фаланстер».

Тогда Куприянов рассказал «Известиям», что формат фестиваля изменится - он постарается «сохранить общую концепцию «легкости», но гламура будет меньше просто потому, что его стало меньше в нашей жизни».

Главная тема нынешнего Московского международного открытого книжного фестиваля - будущее. «Может быть, настало время не стесняться мысли, не оборачивать ее в какую-то маркетинговую обертку, а просто думать. А книги тут - лучшие помощники», - сказал Куприянов. Этим и займутся участники.

На что пойти

11 июня, 13.00 - Литературизация войны: писатели Прилепин, Шурыгин, Бояшов о том, что изменилось в нашем восприятии войны.

14.00 - Литературный перформанс: Английский сторителлинг Джен Блейк - ведущей исполнительницы устного рассказа в Великобритании.

17.00 - «Круглый стол» «Литературные мистификации и стилизации». Участники - писатели Александр Кабаков, Евгений Попов, Ольга Славникова.

12 июня 12.00 - Встреча с Леонидом Парфеновым. Известный тележурналист представит 2-й том книжного проекта «Намедни. Наша Эра».

15.30 - Встреча с поэтом Львом Рубинштейном

20.30 - Кабаре Людмилы Петрушевской - писатель, драматург и артистка исполнит самые прославленные песни ХХ века на собственные тексты, которые она определяет как «вольные и невольные переводы».

13 июня 11.30 - Гора самоцветов: Сказки народов России. Показ свежих выпусков мультфильма «Гора самоцветов».

17.00 - Презентация книги Ингмара Бергмана «Пятый акт» - русского перевода сборника драматургических произведений великого шведа о театре и кино. Следом - показ картины «После репетиции».

14 июня 12.00 - Японская проза ХХ века в кино: «Меч» (по рассказу Юкио Мисимы)

13.00 - Михаил Эпштейн - О будущем философии и языка (лекция)

15.00 - Ток-шоу «Большая тема»: Старики и дети. О том, почему они лучше всех понимают друг друга, порассуждают писатели Михаил Яснов, Александр Тимофеевский, Михаил Грозовский.

Наталья Кочеткова

 

АНДРЕЙ ГЕЛАСИМОВ - ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР»

ИТАР-ТАСС, 08.06.2009

Геласимов Андрей Геласимов стал лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» за роман о Великой отечественной войне «Степные Боги».

Церемония награждения, главный приз - 250 тыс рублей, прошла в воскресенье в Санкт-Петербурге.

Принимая награду, Геласимов сказал, что эта победа не его - «она наша общая, победа в той войне, которую мы выиграли более 60 лет назад».

Над «Степными Богами» автор работал почти четыре года. Критики отмечают, что книга написана «языком классического русского романа». Его действие разворачивается в конце Второй мировой войны в Забайкалье накануне Хиросимы и Нагасаки. Главный герой - современник Великой победы – Забайкальский мальчик Петька.

 

ЛАНДШАФТ—ЧАСТЬ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Накануне очередного юбилея Пушкина над «Михайловским» нависла опасность

«Время новостей», 05.06.2009

Михайловское Завтра страна будет отмечать 210 лет со дня рождения Пушкина. По традиции один из самых больших праздников пройдет в музее-заповеднике «Михайловское», который уже давно стал местом паломничества любителей русской поэзии.

Однако в этом году праздник омрачен—в отношении директора «Михайловского» Георгия Василевича возбуждено два уголовных дела по статьям 292 УК РФ (служебный подлог) и 160.3 УК РФ (присвоение или растрата). Руководитель Островского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Псковской области Роза Шелест сообщила Псковской ленте новостей, что после проведенной в музее проверки было обнаружено: в период с 24 апреля 2006 года по 2 октября 2008 года Георгий Василевич с использованием служебного положения, путем составления фиктивных документов незаконно завладел и растратил в личных целях бюджетные средства в сумме 172 тыс. руб. «1 мая мы возбудили уголовные дела, теперь приступили к расследованию».

За директора «Михайловского» вступились и музейное сообщество, и так называемые деятели культуры, и даже министр Александр Авдеев. Появились репортажи на телеканале «Россия». А в середине мая пришло известие, что назначена служебная проверка уже в отношении сотрудников следственного управления СКП РФ по Псковской области, возбудивших уголовное дело. Руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Псковской области Михаил Дьяков стал даже жаловаться на «грубое давление» прессы, мешающее разобраться с обстоятельствами дела.

Разбираются с делом Василевича с осени. И хотя, по словам директора, ежегодно музей проходит через три-пять проверок, и «трудно назвать такое ведомство, которое за эти годы музей еще не проверяло», когда в ноябре 2008-го «в этот список добавилась и служба экономической безопасности», в музее встревожились. Василевич говорил журналистам: «Хотя музей несколько удивлен этим, но относится к происходящему с пониманием». Однако кто ищет, то всегда найдет: была изъята вся бухгалтерская документация и после широко декларированных попыток обнаружить хищение в особо крупных размерах, возникло существующее обвинение.

На недавней пресс-конференции, организованной «Российской газетой», Георгий Василевич подтвердил, что «следственные действия не прекращены, по-прежнему продолжается работа следствия», «ведутся допросы, записи, опросы, все, что обычно», с сотрудниками «беседуют самым разным способом, вплоть до прихода домой, когда люди говорят, что они могут и не открывать двери, им объясняют, что в таком случае они сопротивляются ведению следствия. То есть используется весь арсенал давления».

У директора «Михайловского» нет сомнений в том, что конкретные обвинения «в краже 142 тыс. руб. при бюджете музея в 120 млн руб.» сами по себе абсурдные («фактически мне предъявлены обвинения в том, что я заявил о том, что еду в командировки, но в командировки не ездил», то есть в целях экономии оплачивал заграничные ознакомительные поездки сотрудников музея по другим статьям расходов, так называемое «нецелевое использование средств»), могут считаться основанием для заведения уголовного дела только в том случае, если кому-то очень надо, чтобы это уголовное дело было заведено любым способом.

Василевич рассказывает: «Когда я беседовал с тем человеком, который занимается этим делом уже полгода, он мне просто объяснил, как со мной поступят. Он мне рассказал все этапы, которые я должен буду пройти, и что они все равно будут правы, даже если они не правы в принципе. Потому что нельзя идти против группы людей, которые считают, что они правы. Вот вы кто? Вы один. Но оказалось, не совсем один, есть люди, которые поддерживают, и я полагаю, что не совсем чужое дело для страны все же делается—в смысле сохранения этого места и попытки уберечь его от полного произвола».

Василевич уверен, дело не только в Пушкинском заповеднике. Конфликт, запустивший механизм обвинений, имеет очень важное значение для сохранения культурного наследия и даже национальной идентичности страны в целом.

Суть конфликта в том, что «совершенствование законодательства в нашей стране проводится довольно быстро и довольно хаотично, и при минимальном привлечении специалистов, которым, если они говорят «нет», отвечают, «да, да, мы вас услышали» и делают наоборот». В результате законы и решения власти оказываются не только неудобными, но и неисполнимыми на практике. И если частный человек путем различных уверток еще способен порой повернуть обстоятельства в свою пользу, то общее дело, общее благо, как новое для страны понятие, защищаемое лишь энтузиастами, страдает непременно. Василевич сетует на промедление с законом о музеях-заповедниках; времена меняются, а решения, принятые десяток лет назад, так и не получили юридического подтверждения. «Сегодня уже вслух говорят: прав у вас нет, просто потому, что отсутствуют юридические определения того, что есть музейное сохранение земли, как с ней должны работать, что должны стоить работы за пределами коллекции и выставки экспозиций».

«Михайловское», как и любой другой музей-заповедник, по мнению Василевича, сберегает не столько здания или вещи (они, как известно, как раз там и не сохранились), сколько ландшафт, гений места. Пейзажи, которые сегодня можно увидеть в «Михайловском», -- те же, что видел Пушкин, сохранить их для потомства в целости—задача музея и, можно сказать, его особая миссия. Но попытки объяснить чиновникам, что «ландшафт—это часть музейной коллекции для музеев-заповедников, едва ли не основная часть», вызывают у них «просто дрожь».

Именно угроза потерять пейзаж вокруг музея в результате застройки его коттеджами и беспокоит музей. Дело в том, что за последние годы, в том числе из-за активной работы самого музея по созданию инфраструктуры и культурной ауры Пушкиногорского района, место стало весьма престижным, а следовательно, дорогим. Появились люди, которые захотели вложить в него деньги. А согласно решению правительства и указу президента (1995) Пушкинский заповедник признан особо ценным объектом, и ему помимо 1400 гектаров, на которых стоят усадьбы, было выделено еще 10 тыс. гектаров охраняемой земли, именно для сбережения окружающих ландшафтов. Никто не запрещает селиться на этой земле, использовать ее, но Василевич категорически против того, чтобы здесь по индивидуальным запросам собственников строились коттеджи, нарушающие исторически сложившийся пейзаж. Он говорит: «За последние четыре года, когда предыдущая администрация района поняла, что может без оглядки на музей продавать земельное угодье, целый ряд пейзажных земель был продан с возможностью последующего перевода их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель под застройку». Дальнейшее понятно—владельцы земли хотят строить коттеджные поселки, а Василевич хочет пробить десятилетний мораторий на застройку, до того момента, когда законы наконец приведут в порядок, и землю можно будет продавать с обременением, как в Европе, то есть владелец не сможет строить на ней то, что хочет и как хочет, а будет вынужден следовать принятым в этой музейной местности нормам.

Обременение—для России вещь пока крайне неудобная, хотя пора бы уже понять ее необходимость, и Василевич очень старается это объяснить. Вот, например, говорит он, «высотность домов в пушкинское время была гораздо ниже, чем сегодня. Современные нормы позволяют поднять ее почти на два метра. Но музей-то просит сохранить форму домов. А людям, как правило, хочется жить в домах, где два этажа. Хотя построить дом одноэтажный, который занимал бы нужное количество метров на территории той или иной части деревни, возможно». Василевич уверен, если соблюдать некоторые несложные правила, то в результате выиграют все: и владельцы земли в охраняемой зоне (ее музейная и историческая ценность повысит и денежную стоимость), и местные власти—ближайшие к охраняемым земли тоже станут привлекательнее.

Пока директор заповедника надеется на наличие «умных людей во главе власти, которые понимают, что, сохраняя такие участки земли, они повышают в целом статус и ценность земель, находящихся вокруг этих мест».

В марте главой Пушкиногорского района стала сотрудник заповедника, хранитель «Тригорского» Римма Бурченкова, чему музей, понятно, очень рад: «Сегодня впервые у района и у музея появилась возможность не спеша совместно продумать действия, которые помогли бы защитить как территорию музея, так и помочь собственникам правильно сориентироваться в том, что лучше делать, чтобы не потерять эту ценность земли, не потерять ландшафты пушкинские. Я полагаю, что сегодня есть все же шанс, что мы сможем работать цивилизованно». Однако такое подкрепление позиций музея вызывает и усиление противодействия, и уголовные дела все-таки заведены.

Проблема в том, что, несмотря на десятилетия успешной работы, премии и награды, высокую оценку музейного сообщества, руководитель «Михайловского» все еще не может убедить начальство обратить внимание на специфику объектов охраны заповедника: «на протяжении десятка лет, когда закон о музеях-заповедниках верстался и мы пытались с его помощью решить свои проблемы, меньше всего понимания мы находили у своих коллег в музейном управлении. Они прекрасно понимают, что такое музеи художественные, они замечательно готовы бороться за любые другие музеи, но они не хотят связываться с землей».

Мода делает чудеса—некоторые участки земли в огромной России, где в массе пустуют огромные площади, где зарастают поля и дороги, где исчезают деревни, где некому жить в прежде густонаселенных областях, приобрели поистине неоценимое значение. Пушкиногорский район, для которого заповедник является главным работодателем и налогоплательщиком, до сих пор был не союзником музею. Псковские власти, проводящие в день рождения Пушкина праздник, тоже не торопятся объявить о поддержке заповедника. Труд коллектива, не одного директора Василевича, но команды энтузиастов, искренне желающих как можно лучше, разумнее и эффективнее использовать имеющиеся возможности, легко зачеркивается при столкновении с алчностью не понимающих своих реальных выгод неизвестных широкой публике «серьезных» людей.

Василевич же с упертостью истинного энтузиаста продолжает твердить: «Нам просто необходимо законы о культуре положить в основу всего остального законодательства, а не относиться к ней по остаточному принципу. По культуре сегодня проезжает любой закон, отщипывая и укатывая законы о культуре, доводя их до бессмыслицы. Любой, кто их пишет, учитывает интересы современной экономики, то, как на это посмотрят нефтяники, газовики, рыбопромышленники и кто-то еще. Но никто не думает, что у нас богатейшее культурное наследие. Я считаю, что законы о культуре должны быть центральными при обсуждении любого закона. И нанесение ущерба любому действующему закону о культуре должно считаться преступлением».

Алена Солнцева

 

ПУШКИНЫ ВСЕХ СТРАН ОБЪЕДИНИЛИСЬ В МОСКВЕ

«Газета», 04.06.2009

Пушкин В Москву съехались потомки Александра Сергеевича Пушкина со всего мира. 4-7 июня здесь пройдет I Всемирный съезд потомков Пушкина, приуроченный к 210-летию поэта.

На съезд собрались около 100 гостей - примерно половина из разбросанных по миру людей, принадлежащих к обширному родословному древу Пушкиных.

Большая семья

У Александра Сергеевича было четверо детей - дочь Мария, сыновья Александр и Григорий и младшая дочь Наталья. Их семьи тоже оказались многодетными, поэтому сейчас в родословном древе Пушкиных насчитывается 58 ветвей.

В этих семьях чаще рождались девочки, поэтому потомков по мужской линии было немного. Ближайшим из них считается праправнук поэта Александр Александрович Пушкин - потомок по второй мужской линии. Он живет сейчас в Брюсселе. Кстати, его жена, Мария Александровна Дурново, - тоже потомок Пушкина через его старшего сына, только в пятом.

Как и Мария Дурново, многие родственники Пушкина носят уже совсем другие фамилии. Например, ее родственник во Франции Петр Дурново, протоиерей русской православной там же во Франции Николай Солдатенков, живущая в Бельгии Клотильда фон Ринтелен, прапраправнучка дочери поэта Натальи Александровны.

Вообще, в Европе живет большинство потомков поэта. Представители британской ветви даже породнились с королевским домом Великобритании благодаря удачному замужеству Софии Дубельт - внучки Пушкина от дочери Натальи.

Позже правнучка Софии Наталья это родство укрепила, став женой герцога Вестминстерского. Так что среди английских потомков Пушкина теперь сплошные аристократы. Своего предка они не забывают и активно пропагандируют его творчество. Например, другая правнучка Софии, Марита Кроули, написала пьесу о последних годах жизни Пушкина.

Немало потомков Пушкина живет и в России, а часть из них волею судьбы оказалась на Украине и в Грузии. На съезд в Москву приехал прапраправнук поэта Андрей Сванидзе, эмигрировавший из Грузии. Он привез с собой сыновей, младший из которых действительно очень напоминает Пушкина, особенно своими буйными кудрями.

Род Пушкина протянулся даже до Гавайских островов и Марокко. На Гавайях прапраправнучка поэта Елизавета Дурново воспитывает внуков, родившихся от двух сыновей и троих дочерей.

Культурная программа

Многие гости съезда в Россию приехали впервые, но погулять им вряд ли удастся, если только они не задержатся на несколько дней. Их дни здесь расписаны по минутам.

4 июня в музее А.С.Пушкина на Пречистенке состоится открытие съезда. На следующий день потомки Пушкина отправятся в имение Гончаровых Полотняный завод под Калугой, где поэт работал осенью 1834 года, собирая материалы для книги о Петре I. 6 июня в день рождения Пушкина они вернутся в Москву, чтобы первыми увидеть две новые выставки Музея имени Пушкина, приуроченные ко дню рождения поэта.

Одна из них - «Деньги-Пушкин-деньги», рассказывает о деньгах пушкинского времени, а также о финансовых проблемах Александра Сергеевича и его взаимоотношениях с кредиторами. Другая - «Моя родословная», посвящена истории пушкинского рода.

В тот же день все приглашенные примут участие в массовых гуляниях на Пушкинской площади и празднике в честь Пушкина на Арбате.

7 июня их отвезут в музей-заповедник «Захарово - Большие Вяземы» в Московской области, где открыт мемориальный музей поэта. В имении «Захарово» Пушкин провел лето перед поступлением в Лицей, а в соседних «Больших Вяземах», принадлежавших роду Голицыных, не раз бывал.

Ольга Романцова

 

КЛАССИК РАЗБУШЕВАЛСЯ

Знаменитый американский писатель судится со своим последователем

«Российская газета», 03.06.2009

Сэлинджер Адвокаты классика американской литературы Джерома Дэвида Сэлинджера, создателя популярнейшего романа «Над пропастью во ржи», подали в Нью-Йоркский окружной суд исковое заявление против автора и издателя книги, которая представляется в качестве продолжения знаменитого романа.

Авторские права на публикацию любых продолжений истории Сэлинджера принадлежат ему и только ему, заявляется в судебном иске. Скандал разразился вокруг произведения человека, написавшего роман «60 лет спустя: Шагая по ржи» под псевдонимом Джон Дэвид Калифорния. Эта книга явно претендует на продолжение сюжетной линии знаменитого романа Сэлинджера и использует заглавные буквы имен героев из его оригинального труда. Мало того, странно выглядят уже первые буквы имени самозваного писателя, которые подозрительно напоминают инициалы классика американской литературы ХХ века.

В иске заявляется, что продолжение не является пародией или критическим истолкованием оригинала, а на самом деле - простой грабеж в чистом виде. К ответу Сэлинджер призывает и автора скандального «продолжения», и шведское издательство, которое планирует ее напечатать сначала этим летом в Великобритании. А на осень выход скандальной книги запланирован и в США.

Впрочем, у издателей и дистрибьюторов «самопальной» книги другое мнение на этот счет. Так, по заявлению распространителей романа Джона Калифорнии, у Джерома Сэлинджера нет монополии на стиль оригинального произведения и варианты развития сюжета.

Сэлинджер широко известен за свою непримиримую позицию в отношении собственных авторских прав. В 1982 году он уже засудил человека, который пытался продать фальшивое интервью с ним в один из национальных журналов.

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал оглушительную популярность, его автор начал жить жизнью отшельника, отказываясь давать любые интервью. Кроме того, американский классик не только запретил переиздание своих ранних сочинений, а также отверг предложения стороны канала Би-би-си и кинорежиссера Стивена Спилберга снять художественный фильм по мотивам своего знаменитого произведения. По имеющейся информации, уже к началу 1970-х годов у Сэлинджера было два неопубликованных романа, но 90-летний писатель распорядился напечатать их после своей смерти.

Между тем, согласно рейтингам ведущих книжных магазинов в сети Интернет, роман «Над пропастью во ржи» до сих пор опережает по популярности таких фаворитов, как «Код Да Винчи» и истории про Гарри Поттера.

Александр Гасюк

 

В СТОКГОЛЬМЕ ВРУЧЕНА ЛИТПРЕМИЯ ИМЕНИ АСТРИД ЛИНДГРЕН

ИТАР-ТАСС, 02.06.2009

Лингред В столичной филармонии состоялось вручение литературной премии имени Астрид Линдгрен. Денежный чек на сумму 460 тыс. евро из рук наследной принцессы Швеции Виктории получили представители палестинской независимой общественной организации «Тэмер Инститьют фор Комьюнити Эдьюкейшн».

«Тэмер Инститьют» была создана в Рамалле в 1989 г для оказания помощи детям в обмене книгами. Премия присуждена организации за «вклад в образовательную работу среди палестинских детей и подростков». Институт проводит различные кампании, целью которых является пополнение библиотек книгами, а также специальные образовательные курсы для родителей. С 1993 года организация издала более 130 книг, некоторые из которых написаны детьми.

Премия имени Астрид Линдгрен - самая престижная награда за достижения в области литературы для детей и юношества. Она была учреждена правительством Швеции после смерти Линдгрен в январе 2002 года и вручается писателям, иллюстраторам, а также организациям, занимающимся популяризацией чтения среди детей и подростков.

 

ПЕРВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ СЪЕЗД ПОТОМКОВ ПУШКИНА СОСТОИТСЯ В МОСКВЕ

«Вести», 01.06.2009

Пушкин Более 60 родственников Александра Сергеевича Пушкина примут участие в первом Всемирном съезде потомков поэта, который пройдет в Москве с 3 по 7 июня.

Приглашения на съезд получили более 200 потомков поэта. Приезд в Москву пока подтвердили более 60 человек, в том числе Александр и Мария Пушкины (Бельгия), Петр Дурново (Франция), Елена и Андре Бразоль (Франция), Михаил Воронцов-Вельяминов (Франция), Клотильда фон Ринтелен (Германия), Андрей Сванидзе (Германия), Александра Каролина Пушкин (США).

Примечательно, что в семьях потомков Пушкина рождалось больше девочек, чем мальчиков, поэтому прямых потомков поэта по мужской непрерывающейся линии было немного. Сегодня ближайший прямой потомок поэта (праправнук) - Александр Александрович Пушкин - живет в Брюсселе. Семейное древо Пушкина за прошедшие 150 с лишним лет сильно разветвилось и имеет в настоящее время 58 ветвей, то есть фамилий, проживающих ныне в России, Германии, Франции, Англии, США, Бельгии, Швейцарии, Германии, Украине, Грузии и даже на Гавайских островах и в Марокко. Большая ветвь потомков проживает в Великобритании, часть из них породнилась с королевской династией. Много Пушкиных живет в России, в основном, это потомки сына поэта - Александра.

Первый Всемирный съезд потомков Пушкина приурочен к 210-летию со дня рождения поэта. Основные юбилейные пушкинские мероприятия в Москве пройдут в связи с этим международным форумом. Одной из основных площадок юбилея и съезда станет Государственный музей Пушкина на Пречистенке, сообщили ИТАР-ТАСС в столичном департаменте культуры.

 

ПРОЕКТ GOOGLE ПОСТАВИЛ ПОД УГРОЗУ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

«Корреспондент.net», 29.05.2009

google Планы компании Google по созданию электронной библиотеки из миллионов копий книг, которые будут находиться в свободном доступе в сети интернете, поставили под угрозу авторские права писателей Европы.

В связи с этим органы исполнительной власти ЕС планируют изучить проект Google.

«Еврокомиссия тщательно изучит все спорные вопросы и, если это будет нужно, примет соответствующие меры», - заявил министр промышленности Чехии Владимир Тосовский на пресс-конференции.

Ранее Германия заявила о том, что интернет-проект компании противоречит законодательству ЕС об авторском праве. Так, более тысячи немецких писателей подписали в Германии Гейдельбергское воззвание, в котором обратились к властям с просьбой о защите их авторских прав и интеллектуальной собственности от проекта Google.

Недовольство у немецких литераторов вызвал тот факт, что Google, договорившись с американскими писателями и издательствами о размещении копий их книг в сети, сканирует книги из библиотек Соединенных Штатов, а в их числе - произведения европейских писателей. Позицию Германии поддержали Великобритания и Франция.

По словам представителей ЕС, сделка компании с американскими библиотеками и авторами до начала ее осуществления должна получить одобрение в суде.

Google, в свою очередь, заявила, что рада вступить в любой конструктивный диалог по поводу будущего книг и авторских прав.

ЕС также пытался открыть собственную электронную библиотеку - Europeana.eu - в ноябре прошлого года, однако сервер сайта скоро рухнул, будучи не состоянии обработать запросы миллионов посетителей в час.

Напомним, в феврале этого года поисковик Google объявил о запуске мобильной версии сервиса Book Search, с помощью которого пользователи мобильных телефонов смогут получить полный доступ к полутора миллионам оцифрованных книг.

 

АРХИВ